У нас собраны самые популярные Русские народные песни, хорошо известные не только родителям, но и их детишкам. Так же в нашем архиве вы можете найти всеми любимые Русские народные сказки. В качестве образовательных целей на сайте размещены полезные публикации о Русских традициях.
Если вы являетесь автором, мы можем разместить ваше произведение на нашем сервере. Для этого необходимо заполнить форму с предложением о сотрудничестве.
Кукла — способ познания жизни и для тех, кто ее создает, и для тех, кто с нею общается. Кукла - не иллюзия, а претворенный материал, ощутимая вещь, иногда произведение искусства. Вместе с человеком она освоила многие материалы и разные технологии, от древних до новейших.
Грудастая девка
Материализован в тряпичной кукле и сред-
ний земной мир Вселенной. Его натуральное
воплощение — пышная кукольная грудь, кото-
рая всегда тщательно обозначалась. «Набьешь
попышнее - и красиво, и ладно получается»,
«а грудь было дело особое, делали так, чтобы
хорошо выдавалась, это уж не кукла — без ти-
тек», — вспоминают деревенские жительницы.
Прикрепляя к кукле два туго набитых ровных
шарика-комочка, перетягивая кукольную грудь
косым крестом, мастерицы не вкладывали в
это действо особого смысла. Руководствовались
скорее общепринятыми понятиями о жен-
ской красоте. Однако именно такая подроб-
ность в тряпичной игрушке, как грудь, возве-
денная в незыблемый канон, - явный признак
того, что куклу породило первичное обрядовое
сознание, мифологическое мышление наших
предков. «Грудастая девка» — живой пример
почитания женского божества, материнско-
го начала. «Сиськи ладили» из перекрученной
ткани, набивали куделыо, скатывали для них
тряпичные шарики — способы были разные.
Но все они схожи в том, что грудь куклы выде-
ляли как важнейший формообразующий эле-
мент. Место ее — между головой и туловищем,
между «верхом» и «низом». Вот и «висят груди»
совсем не там, где положено: распирают плечи,
торчат под подбородком вместо шеи, лезут на
лицо и сами размером чуть меньше головы.
Они даже не всегда прикрыты одеждой, об-
нажены напоказ, демонстрируя женскую суть.
«Выдающаяся» высокая грудь притянута, при-
вязана, энергично перетянута крест-накрест
льняной ниткой или красной вязкой. «Пере-
крещены» большие и малые куклы, тряпичные
«закрутки» и щепные «крестушки», условные
«столбушки» и натуральные «ляльки» с рука-
ми, ногами и «живым» лицом. Даже уподобясь
человеку, кукла долго еще носила на груди ма-
гический косой крест — заклинание жизни и
плодородия. Отголоски этой древней символи-
ки можно усмотреть и в перевязывании детей
теплой материнской косынкой крест-накрест,
как принято в народе до сих пор.
Связь куклы с культом женского божества под-
тверждена и фольклорной традицией. Изучая
русскую народную вышивку, этнограф Г.С. Мас-
лова обнаружила, что антропоморфные жен-
ские фигурки в узорах назывались «куклами»,
«матрешками» (Тверская, Псковская, Новго-
родская губернии)
11
. Исследователь отмечает
позднее происхождение этой терминологии,
заменившей забытые названия старых узоров.
И тем не менее, это признак тождества между
Л. Щеникова. Кукла кудельная.
1995 г., дер. Мартынове
Мыитшского р-на
Ярославской обл.
Автор: Галина и Мария ДайнДата публикации: 29-9-2010 Прочитано: 2 раз
Размещенные на сайте произведения, публикуются их авторами и другими пользователями, на основе общедоступных электронных версиях книг, предназначенных для личного ознакомления.
Если вы заметили незаконно размещенный контент и являетесь его автором, просьба сообщить администрации проекта. В этом случае, подобное произведение, будет заблокировано.