У нас собраны самые популярные Русские народные песни, хорошо известные не только родителям, но и их детишкам. Так же в нашем архиве вы можете найти всеми любимые Русские народные сказки. В качестве образовательных целей на сайте размещены полезные публикации о Русских традициях.
Если вы являетесь автором, мы можем разместить ваше произведение на нашем сервере. Для этого необходимо заполнить форму с предложением о сотрудничестве.
Кукла — способ познания жизни и для тех, кто ее создает, и для тех, кто с нею общается. Кукла - не иллюзия, а претворенный материал, ощутимая вещь, иногда произведение искусства. Вместе с человеком она освоила многие материалы и разные технологии, от древних до новейших.
в русской традиции тряпичных мужичков поч-
ти не делали. Деревенские старожилы из раз-
ных мест говорят одинаково: «Мужичков не
делали, не принято было», «а если в свадьбу иг-
рали, брали вместо жениха простую палочку»...
11е здесь ли ключик для ответа. Значит, для за-
мещения мужичка достаточно было простой
палочки, вот почему не сложился пластически
его тряпичный образ. Не объясняется ли тог-
да самодостаточность куклы всей полнотой
ее природы. А что если она содержит в себе
и мужское начало, а не только женское, несет
брачную символику.
Известно, что кукла в виде деревянной чурки
использовалась в различных обрядах у многих
народов. Фигурка из дерева, означающая фал-
лос, входила в свадебный набор предметов — так
объясняют ученые археологические находки
XI-XII вв. в Старой Руссе и Ленчице (Польша)
1
^.
На свадьбах новобрачным дарили и подбрасы-
вали в постель куклу или полено, запеленутое
в тряпки. Этот обычай повсеместно бытовал у
русского населения Прикамья, вписываясь в
общерусские традиции воспроизводства рода.
В славянской традиции (у поляков, словаков,
украинцев, белорусов и др.) ши]хжое рас-
пространение имел обряд «колодка», слу-
живший способом ритуального осужде-
ния неженатой молодежи. Он входил в
масленичные празднества, связанные
с репродуктивной магией: оказать
воздействие на плодородие земли и
плодовитость женщины, стимулиро-
вать брачные отношения. Холостым
парням привязывали к ноге «ко-
лодку» (полено), а «засидевшимся в
девках» прицепляли к одежде или
вешали на шею деревянную чурку
или палочку - в наказание за безбрачие
16
«Колодку» справляли и в России, в погра-
ничных с Белоруссией и Украиной губер-
ниях (Курской, Воронежской, Брянской,
Калужской, на Смоленщине). И здесь
деревянная «колодка» выступает симво-
лом плодородия, с нею совершались ри-
туальные эротические действия
1
. Мож-
но привести и языковые свидетельства.
Грубые, но образные выражения: «ставить пал-
ку», «кинуть палку», употребляемые до сих пор,
тоже помогают объяснить связь куклы-чурки с
фаллической символи кой.
В традиции тряпичной куклы палочку исполь-
зовали в разных вариантах как формообразу-
ющий элемент. На нее наматывали тряпичное
тулово, целиком закатывая внутрь. Ровную и
прямую, «без сучка и задоринки» палочку (час-
то сосновую, сосна - культовое дерево) обтяги-
вали белой тряпицей, прилаживая на нее грудь
и наряд.
Е. Шалшнова. Хакасские тряпич-
ные куклы. 26 и 24 см, 1988 /., улус
Шалгиноб Венского р-на, Хакасия
Автор: Галина и Мария ДайнДата публикации: 29-9-2010 Прочитано: 2 раз
Размещенные на сайте произведения, публикуются их авторами и другими пользователями, на основе общедоступных электронных версиях книг, предназначенных для личного ознакомления.
Если вы заметили незаконно размещенный контент и являетесь его автором, просьба сообщить администрации проекта. В этом случае, подобное произведение, будет заблокировано.